Бережливые технологии в ДОУ – это эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает работнику новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
– эффективной реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования;
– улучшению образовательного процесса, оптимизации работы;
– повышению качества образования;
– обеспечению стандартизации и визуализации образовательного процесса;
– сокращению временных и финансовых потерь;
– повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов;
– развитию дошкольной образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У воспитанников, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщатся к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни.
Для практики деятельности образовательной организации типичными являются следующие виды потерь:
1. Запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.
2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции.
3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов в электронном и бумажном виде, изготовление лишних копий документов.
4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций.
5. Ожидание: длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.
6. Лишнее передвижение: непрофильная работа (за обслуживающий персонал), передача информации на следующий этап вручную.
7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т.п.)
Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.
Документы
Национальные стандарты РФ бережливое производство:
ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента.
ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства-5S.
ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация.
Гост Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы.
ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности.
ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки систем менеджмента.
ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала.
Обучение
4 педагога прошли курсы повышения квалификации в АНО ДПО “ОЦ Каменный город” по теме “Бережливые технологии как инструмент реализации “Стратегии 2030”, 72 часа.
Проекты
Паспорт лин – проекта МА ДОУ “Детский сад № 165” “Оптимизация процесса “Утренний приём в ДОУ”
Презентация лин – проекта Оптимизация процесса “Утренний приём в ДОУ”